Новомученики Кубани

     28 сентября Святая Церковь вспоминает новых мучеников — кубанских священников, пострадавших за Христа в годы гонений на Церковь.

     В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе был прославлен священник станицы Незамаевской Иоанн Пригоровский, пострадавший в 1918 году.

     26 декабря 2003 года Святейший Патриарх и Священный Синод постановили включить в Собор новомучеников и исповедников имена пяти священнослужителей от Екатеринодарской епархии (священномучеников Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Андрея Ковалева, Григория Троицкого, Григория Конокотина).

   4 мая 2017 года решением Священного Синода в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской были включены имена священномучеников Александра Флегинского и Михаила Лисицына, погибших от рук большевиков в 1918 году.

         На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 4 апреля 2019 года в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (с установлением особого дня памяти 10 июля) было включено имя священномученика Григория Никольского.

        В память новомучеников Кубанских были построены храм в городе Кореновске современной Тихорецкой епархии и часовня на территории Никольского кафедрального собора города Армавира Армавирской епархии.  Священномученику Александру Флегинскому посвящен храм в поселке Афипском Северского района (Екатеринодарская епархия).

Священномученик Михаил Лекторский 

(1872-1921)

cat9961_edited.jpg

День памяти: 27 октября.

   Священномученик  Михаил Лекторский родился 9 ноября 1872 г. в семье кубанского священника. Поступил и успешно закончил курс Ставропольской Духовной семинарии со званием студента в 1892 г. Был рукоположен Преосвященным Евгением и определен на дьяконо-учительское место в станицу Динскую, где состоял учителем одноклассной церковно-приходской школы.

   В августе 1893 г. был рукоположен во иереи и определен в село Благодатное, где состоял заведующим и законоучителем одноклассной церковно-приходской школы до февраля 1896 года.

     Позже, согласно прошению переведен в станину Воронежскую, где состоял заведующим и законоучителем двухклассного мужского и одноклассного женского министерских училищ.

    С 13 мая 1906 года перемещен согласно прошению к Андреевской церкви станицы Новотитаровской. Состоял настоятелем местной приходской церкви и был духовником окружного духовенства второго округа с 5 апреля 1913 г.

   Отец Михаил был прекрасным семьянином. Его жена Екатерина Владимировна – 24 ноября 1872 г. рождения, родила ему 4-х детей: Александра (1895 г.), Надежду (1898 г.), Ольгу (1905 г.) и Владимира (1910 г.).

      Священник Михаил Лекторский за пастырское усердие был отмечен следующими наградами: набедренником в 1900 году, скуфьей в 1905 году. Отец Михаил также имел архипастырское благословение с выдачей грамоты по представлению училищного Совета за труды и заботы по открытию библиотеки-читальни при церковно-приходской школе на изысканные и местные средства в 1908 г. В 1910 г. 6 мая он получает в награду камилавку.

   Отец Михаил принимал участие в первой всеобщей переписи населения Российской империи в качестве заведующего переписным участком, за что был удостоен Его Императорского Величества благодарности, в чем имел уведомление Министра внутренних дел от 1 августа 1897 г. № 6644 и бронзовую медаль со свидетельством от 29 августа 1897 г.

     В 1917 г. он, в качестве делегата от 2 округа, принимал участие в работе чрезвычайного собрания духовенства Кубанской области 13-21 апреля.

     В ночь с 25 на 26 сентября 1921 г. в станице Новотитаровской священник Михаил Лекторский был арестован первой кавбригадой Чонгарской кавдивизии Буденного по обвинению в контрреволюционной агитации и привезен со многими арестованными казаками в станицу Брюховецкую в особый отдел 9-ой большевистской армии. Здесь полтора месяца заключенные жили в нечеловеческих условиях, спали на соломе и были изъедены блохами и вшами. Человек, случайно увидевший 49-летнего о. Михаила, нашел его крайне исхудавшим, еле ходившим стариком. Приговор тройки особого отдела кавдивизии Буденного был коротким – расстрел.

      Когда группу заложников из сорока человек раздели до исподнего, казаки стали просить – «Батюшка, поисповедуй нас». Батюшка исповедал и отпустил им грехи, сказав: «А кровью Вы приобщитесь [причаститесь] своею, и теперь простите меня, в чем я повинен».

     Когда же он начал служить молебен, узников стали бить прикладами, особенно сильно били о. Михаила. Затем всем связали руки, бросили в телеги и повезли за станицу в глиняный карьер.

      Лежавший с о. Михаилом казак сумел развязать себе руки и развязал их священнику. «А теперь давай бежать» – шепнул казак. Но батюшка ответил: «Благословляю тебя бежать, а я уже не в силах». Казак бежал. Когда большевики среди приговоренных к расстрелу нашли развязанными руки только у священника, подвергли его страшным истязаниям.

       27 октября 1921 г. в 11 часов вечера всех заложников расстреляли, и среди горы трупов выделялось своим изуродованным видом тело отца Михаила. Были люди, которые все это видели.

   Сегодня память о. Михаила благоговейно почитается как среди жителей станицы Брюховецкой, так и по всей Кубани. На месте мученической кончины священника в окрестностях станицы установлены памятная табличка и крест. Сюда ежегодно совершаются крестные ходы.

Священномученик Иоанн Яковлев

(1866-1921) 

Сщмч.-Иоанн-Яковлев.jpg

День памяти: 28 сентября

    Священномученик Иоанн Иоаннович Яковлев    родился    11   ноября    1866 г. 

в крестьянской семье села Новоегорлыкского Ставропольской губернии.

    Окончив Ставропольскую духовную семинарию, он начал свое служение с должности псаломщика при Николаевском храме г. Ейска.

 По рукоположении в сан священника отец Иоанн был назначен в станицу Новониколаевскую, а в первые годы XX века получил назначение в Димитриевский храм г. Екатеринодара.

     Среди прочих обязанностей отец Иоанн преподавал Закон Божий в Екатеринодарском епархиальном женском училище.

    В 1907 г. съездом духовенства г. Екатеринодара отец Иоанн был избран депутатом на епархиальные съезды от благочиния. В 1912 г. он был назначен представителем от духовенства в Екатеринодарскую городскую Думу сроком на четыре года, а 27 августа 1915 г. — в Екатеринодарское городское по налогу с недвижимости имений присутствие. 

       Отец Иоанн был женат, имел четверых детей. 

      В 1919 г. Кубанским епархиальным советом он был награжден саном протоиерея.   

    После окончания Гражданской войны на Кубани и установления Советской власти в городе Екатеринодаре общее административное руководство епархией осуществлялось Кубанским временным церковно-приходским управлением, которое находилось в здании рядом с Димитриевским храмом города. При ликвидации в апреле 1921 г. церковно-приходского управления и изъятии его документации сотрудники секретно-оперативного отдела областной Кубано-Черноморской ЧК обыскивали дом протоиерея Иоанна, вероятно, как члена управления.

свящ.-Иоанн-Яковлев.png

Священномученик Иоанн Яковлев. Фото нач. XX века. г. Краснодар​

       Как настоятель Димитриевского храма отец Иоанн присутствовал при изъятии документов церковно-приходского управления и отстаивал перед сотрудниками областного отдела юстиции храмовую церковную утварь, частично находившуюся в здании управления, которую также хотели изъять. 

семья о.Иоанна Яковлева.jpg

Супруга священника

Елена Петровна Яковлева с детьми.

Фото нач. XX в..

 Арестовали батюшку ночью 15 сентября 1921 г. Были представлены материалы связи отца Иоанна с высланными священниками. На предъявленные обвинения отец Иоанн ответил, что контрреволюционной пропагандой не занимался. С высланным священником имел переписку, отправив ему одно письмо в концлагерь.В защиту отца Иоанна поднялся практически весь приход Димитриевской церкви Краснодара. Верующие, не боясь ничего, отправили письмо в защиту своего пастыря. Они писали:

    «По долгу совести считаем себя обязанными заявить, что священник Иоанн Яковлев проживая рядом более 20 лет, нам близко и хорошо известен, как человек всегда относящийся с любовью к людям, будучи его духовным пастырем на пути добра, совести и чести. Он сеял доброе и разумное и полезные наставления в духе христианства». Прихожане будучи твердо уверенными в невиновности отца Иоанна перед народом, властью, законом просят поспешить с разбором дела и освободить его приняв во внимание «наши простые от народа слова и освободить нами всеми любимого и уважаемого пастыря».

  Своим ходатайством Полномочный представитель Кубанского Епархиального Архиерея удостоверил, что протоиерей Иоанн Яковлев ни против советской власти, ни против прихода ни в чем предосудительном замечен не был.

   Несмотря на положительные отзывы прихожан и Епархиального начальства в ЧК торопились, и уже 23 сентября было вынесено решение Тройки о высшей мере наказания – расстреле, в тот же день приговор был приведен в исполнение. 

      Погребен мученик в неизвестной могиле на территории Краснодара.

Священномученик Андрей Ковалев

(1871-1921)

inx960x1197_edited.jpg

Икона Кубанских священномучеников

Андрея Ковалева, Григория Троицкого,

Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Михаила Лекторского.

         День памяти: 28 сентября 

  Священномученик Андрей Филиппович Ковалев родился 12 августа 1871 г. в ст. Кореновской. Окончил Ставропольскую духовную семинарию по первому разряду в 1892 г. и был назначен псаломщиком в станицу Платнировскую.

    Он служил в Петропавловской церкви станицы Платнировской, в Вознесенской церкви станицы Кущевской Кубанской области, Космодамиановской церкви села Благодарного, Казанской церкви села Удельного Ставропольской губернии, преподавал в церковно-приходских школах и училищах.     15 июля 1896 г. был рукоположен в сан диакона, а 20 июля — в сан священника.

    Отец Андрей был женат, имел двоих детей.

    Батюшка оказывал спасительное влияние на иноверцев, присоединил к Православию из раскола австрийского толка семью из пяти человек. Будучи окружным миссионером в 12 благочинии, проводил собеседования и диспуты не только на своем приходе, но и оказывал помощь духовенству других станиц. После 1917 г. численность действующих храмов катастрофически сокращалась, поэтому священник Андрей был переведен в Краснодар. 

   Во время организации административной структуры самостоятельной Кубанской епархии в 1919 г. отец Андрей был назначен казначеем епархиального свечного завода. Во время эвакуации всех гражданских и епархиальных учреждений в феврале 1920 г. из Екатеринодара, он вместо священника А. Николайченко стал председателем правления и по поручению Временного Высшего Церковного Управления был послан доставить из порта Новороссийска в Екатеринодар заказанный для епархии воск.

    Батюшку арестовали 21 сентября 1921 г. по обвинению в поджоге свечного завода и в агитации против советской власти. В ходе расследования богоборческим властям не удалось доказать вину священника. Однако вынесли следующий приговор: «Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на ст. Динскую и с предположением напасть на Краснодар, и для поддержания общей политической ситуации в городе, как элемент, враждебный Соввласти, – расстрелять».

     Приговор был приведен в исполнение ночью 28 сентября 1921 г.

Священномученик Григорий Троицкий

(1870-1921)

0Y9oFYZ8a2A_edited.jpg

День памяти: 28 сентября

  Священномученик Григорий Иосифович Троицкий родился 1 октября 1870 г. 

  По окончании Ставропольской Духовной семинарии 22 июля 1892 г. был определен псаломщиком к Введенской церкви в ст. Пашковской Кубанской обл.     С 1894 по 1896 г. работает учителем в церковной школе ст. Должанской. 20 авг. 1895 г. рукоположен во диакона, 22 июля 1896 г. - во иерея к Покровской церкви с. Сандата Ставропольской губ.

      Также занимал должности заведующего и законоучителя церковных школ этого села, а также противосектантского и противобуддийского миссионера в 4-м благочинническом округе Ставропольской губ.

   С 28 авг. 1903 г. отец Григорий служил священником в Михаило-Архангельской церкви с. Александровское Ставропольской губ., одновременно занимал должности законоучителя министерских училищ, члена и делопроизводителя Александровского отделения Ставропольского епархиального училищного совета.

   19 апр. 1904 г. был вновь переведен в Кубанскую обл. священником в Троицкую церковь в ст. Должанской, служил там законоучителем местного министерского училища для иногородних, заведующим и законоучителем муж. и жен. церковных школ (до 1909). 

mANQC5UBOjs.jpg

     С 1906 г. священник Григорий Троицкий занимал должность духовного следователя в 5-м благочинническом округе Кубанской обл.

      В 1911-1913 гг. был депутатом от белого духовенства на окружных и епархиальных съездах.

     30 мая 1913 г. был переведен священником в Вознесенскую церковь в ст. Пашковской, где продолжал трудится на ниве просвещения и одновременно состоял участковым попечителем Екатеринодарского комитета попечительства о народной трезвости и членом ревизионного комитета Екатеринодарского епархиального женского училища.     

Икона святой великомученицы Екатерины и священномученика Григория Троицкого.

(Свято-Троицкий храм ст.Должанской)

      Батюшка был награжден медалью Красного Креста в память участия в деятельности Российского общества Красного Креста во время русско-японской войны 1904-1905 гг.

    В 1917 г. был благочинным храмов 1 округа. И в этом же году решением съезда делегатов Ставропольско-Кубанской епархии о. Григорий был избран членом Епархиального ревизионного комитета как представитель от духовенства. В том же году он был награжден Кубанским епархиальным советом наперсным крестом.

      15 сентября 1921 г. отец Григорий был арестован комиссаром Кубчека.  Священнику было предъявлено обвинение в связи с высланными в концлагерь и в контрреволюционной агитации. 

   Отей Григорий Троицкий был расстрелян ночью 28 сентября 1921 г. вместе со священномучениками  Григорием Конокотиным и Андреем Ковалевым.

Священномученик Григорий Конокотин

(1869-1921)

День памяти: 28 сентября

      Священномученик Григорий Конокотин родился 1 апреля 1869 г. в семье священника села Новоегорлыкского Ставропольской губернии. 

     В 1892 г. окончил Ставропольскую Духовную семинарию по 2-му разряду и был определен законоучителем в с. Тахта Ставропольской губернии.

  В 1894 году Ставропольским и Екатеринодарским епископом Агафодором (Преображенским) Григорий Конокотин был рукоположен во иерея к храму Покрова Пресвятой Богородицы села Медведского Ставропольской губернии с должностью законоучителя церковноприходской школы.

       15 октября 1897 г. перемещен на штатное священническое место в с. Молдаванское Кубанской области, где состоял законоучителем и заведующим церковно-приходскими молдавскими и русскими школами и законоучителем в Молдаванском министерском училище.

     В 1898 г. отец Григорий был назначен членом отделения училищного совета г. Темрюка Кубанской области.

        Награждался скуфьей (1908), камилавкой (1914), орденом св. Анны 3-й степени (1913) за труды по школьному делу. В 1919 г. решением ВВЦУ он был награжден золотым наперсным крестом.

       В июле 1920 г. священник Григорий Троицкий был арестован председателем Молдаванского ревкома по обвинению в выдаче советских работников белым в 1919 г. Находился в тюрьмах в ст. Крымской, потом в Екатеринодаре.

       8 сентября 1920 г. Революционный Кубано-Черноморский трибунал оправдал о. Григория, посчитав предъявленные ему обвинения недоказанными.

    Опасаясь дальнейших преследований со стороны председателя Молдаванского ревкома, батюшка обратился к Кубанскому епископу Сергию (Лаврову) о переводе из Молдаванского на другой приход. После чего и был переведен в Александро-Невский собор г. Краснодара.

    15 сентября 1921 г. отца Григория арестовали. Он был заключен в краснодарскую тюрьму, обвинен в «бегстве от советской власти из Молдаванского в Краснодар», а также в переписке с репрессированным духовенством. Виновным батюшка себя не признал.

     22 сентября помощник уполномоченного по духовенству Кубано-Черноморской ЧК составил заключение, в котором предложил выслать о. Григория в Архангельскую губернию, поскольку «пребывание его в пределах Кубано-Черноморской области мешает строительству советской власти на Кубани». Но 23 сентября батюшка был приговорен к расстрелу как «враг трудового народа».

      27 сентября жена отца Григория передала в адрес председателя Кубано-Черноморской ЧК собранные поручительства, что ее супруг «отличался добропорядочностью, корректным и лояльным отношением к своим гражданским обязанностям». Однако приговор был приведен в исполнение ночью 28 сентября 1921 г.

Священномученик Иоанн Пригоровский (1875-1918)

День памяти: 4 мая

     Священномученик Иоанн Емельянович Пригоровский родился 4 января 1875 года в семье пономаря Черниговской епархии Емельяна Пригоровского.

       После окончания в 1897 году Черниговской Духовной семинарии он был направлен на служение псаломщиком в село Мостовое Ставропольской и Екатеринодарской епархии.

        С 1898 года в сане диакона он служил в Ильинском храме станицы Незамаевской, а затем в сане священника в хуторе Кугоейском, где был заведующим и преподавателем Закона Божия в местной церковно-приходской школе. Заботясь о просвещении не только детей, но и взрослого населения хутора, не имевшего возможности посещать занятия в дневное время, отец Иоанн открыл вечернюю школу для взрослых, где сам преподавал хуторянам основы веры и грамотности.

     С 1903 г. по 1908 г. отец Иоанн служил в селе Винодельном Ставропольской губернии и был назначен законоучителем двух училищ министерства народного просвещения и церковно-приходской школы. По выбору духовенства благочиния он представлял интересы своего округа на епархиальных и окружных съездах священнослужителей с 1905 г. по 1908 г. При этом отец Иоанн являлся и окружным миссионером, приводя ко Христу иноверцев и возвращая из сект отпавших от Церкви.

         С 1908 года отец Иоанн служил в храме Сошествия Святого Духа в станице Шкуринской. А 17 августа 1916 года по настойчивым просьбам прихожан батюшку вернули вновь в станицу Незамаевскую, которая стала последним местом его служения. Вскоре отец Иоанн был назначен настоятелем Ильинского храма.

   С установлением на территории Кубани Советской власти большинство станиц оказались под контролем безбожно настроенных большевиков. Достоверно известно, что 4 мая, в Великую Субботу, вечером, перед чтением книги Деяний Апостолов в храм станицы ворвалась толпа красноармейцев, которые насильно вывели отца Иоанна на улицу. На площади перед храмом с руганью и издевательствами озверевшие большевики стали избивать священника, нанося ему сильнейшие удары по голове, изуродовав лицо. Не насытившись страданиями мученика, красноармейцы вытащили его, полуживого, за станицу, где и убили, запретив прихожанам хоронить пастыря. Перед смертью священнику выкололи глаза, отрезали уши и нос.

Священномученик Александр Флегинский (1861-1918)

60606.jpg

День памяти: 6 апреля

    Священномученик Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 г. в семье священника Косьмы Флегинского.

  В 1883 году Александр окончил Ставропольскую Духовную семинарию, получив место псаломщика при Казанском соборе города Ставрополя. В этом же году он был рукоположен в сан диакона, а затем священника епископом Кавказским и Екатеринодарским Германом (Осецким) и определен к храму святого мученика Лонгина сотника станицы Ключевой Кубанской области.

   В 1885 году отец Александр был переведен в станицу Красногорскую, где был настоятелем местного храма и также занимал в благочинии должность окружного миссионера, а затем и окружного духовника. За усердную многолетнюю службу Церкви он был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой и золотым наперсным крестом.

      Помимо приходских трудов отец Александр принимал активное участие в епархиальной жизни и был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества, являвшегося первым церковно-научным учреждением на Северном Кавказе.

     4 февраля 1908 года отец Александр был переведен в станицу Георгие-Афипскую и назначен благочинным 17 округа. Овдовев в 1911 году, он вплоть до своей кончины жил вдовцом. Как благочинный, отец Александр представлял интересы духовенства округа в качестве делегата на общеепархиальных съездах священнослужителей, принимал участие в работе съездов духовенства Екатеринодарского училищного округа, ревизировал деятельность городского духовного училища.

      После февральского переворота 1917 года настало время тяжких испытаний для страны и Церкви. Вспыхнула гражданская война, охватившая всю Кубань и Северный Кавказ. В марте 1918 года разрозненный большевистский отряд захватил станицу Георгие-Афипскую, силой установив советскую власть. По станице прокатилась волна безудержного насилия, начались скорые расправы с представителями «царского режима, угнетавшими трудовой народ». В это же время был схвачен и убит большевиками отец Александр.

      В «Обращении Церкви Екатеринодарской к христианским Церквям всего мира», опубликованном 7 апреля 1919 года в газете «Вольная Кубань», о случившейся трагедии кратко сообщалось следующее: «в станице Георгие-Афипской священник отец Александр Флегинский был изрублен в куски». После освобождения Кубанской области от большевиков началось расследование обстоятельств гибели отца Александра Особой следственной комиссией по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при главнокомандующем вооруженными силами на Юге России.

     26 марта 1919 года члены Особой комиссии произвели осмотр делопроизводственных документов Кубанского епархиального совета и выявили часть рапортов на имя епископа Кубанского Иоанна (Левицкого), в которых «об убийствах большевиками лиц духовного звания не содержится описания обстоятельств, при которых произошли эти убийства». В их числе был рапорт благочинного 17 округа от 17 декабря 1918 года об убийстве священников станиц Ключевой Моисея Тырышкина и Георгие-Афипской Александра Флегинского. О времени смерти отца Александра позднее свидетельствовал инспектор Георгие-Афипского двухклассного начального смешанного училища А. Бельский, который указывал, что «законоучитель священник Александр Флегинский скончался в марте месяце 1918 года».

      На основании собранных материалов члены Особой комиссии в одном из следственных документов об обстоятельствах смерти отца Александра в краткой форме писали: «Флегинский Александр, священник станицы Георгие-Афипской Кубанской Области. Избит с бесконечными глумлениями, выведен был за станицу и убит. Тело его было найдено много времени спустя».

      Весть о гибели кубанского благочинного широко распространилась в епархии, и, даже, несмотря на отсутствие постоянного сообщения  из-за продолжавшихся до августа вооруженных столкновений красноармейцев с частями Добровольческой армии в 1918 году, стала известна в г. Ставрополе.

     Указанные выше сведения об обстоятельствах смерти находят свое подтверждение в заявлении делегата Ставропольско-Кубанского епархиального собрания священника Иоанна Гревцова, которое было подано 13 (26) сентября 1918 года в канцелярию Всероссийского Освященного Церковного Собора в связи с формированием Собором списка лиц, пострадавших за веру и Церковь.

     После освобождения станицы Георгие-Афипской от большевиков Добровольческой армией в августе 1918 года, спустя семь месяцев после убийства, растерзанное тело отца Александра было обнаружено за пределами станицы. Эти данные подтверждает следственная комиссия и метрическая запись об отпевании отца Александра в Александро-Невском войсковом соборе города Екатеринодара, где датой смерти является 24 марта, а датой отпевания и погребения 18 сентября 1918 года.

        После того как тело отца Александра было найдено, оно было вывезено в г.Екатеринодар, вероятно, сыном батюшки Владимиром, занимавшим должность судебного следователя 2-го участка Сальского округа Новочеркасского окружного суда. Здесь его приготовили к христианскому отпеванию и погребению.

      Отпевание состоялось 18 сентября 1918 года в Александро-Невском соборе при стечении большого количества духовенства 17 благочиния Кубанской области, которое много лет возглавлял отец Александр, о чем было засвидетельствовано записью в метрической книге собора. Похоронили отца Александра на городском Екатеринодарском (Всехсвятском) общем кладбище.

      В настоящее время в Георгиевском храме поселка Афипского Северского района (бывшей станицы Георгие-Афипской) чтится память об убиенном настоятеле этого храма священномученике Александре Флегинском.

97ada7aad5d406ed7ec5ee245614a787.jpg

    19 сентября 2017 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Всесвятском кладбище г. Краснодара были обретены  святые мощи священномученика Александра.

Рака со святыми мощами священномученика Александра Флегинского

в Екатерининском соборе г. Краснодара

     По благословению митрополита Исидора, мощи священномученика Александра постоянно почивают в Екатерининском кафедральном соборе г. Краснодара, а частица мощей передана в Георгиевский храм поселка Афипского Северского района.

Священномученик Михаил Лисицын

(1862-1918)

1521118234_sschmch.-mihail-lisicyn-ikona

День памяти: 11 марта

           Священномученик  Михаил Михайлович    Лисицын    родился

19 октября 1862 года в селе Екшур Рязанского уезда Рязанской губернии в благочестивой семье священника Михаила Кондратьевича Лисицына.

     Детство Михаила проходило в бедной сельской среде, отличительной чертой которой являлась глубокая христианская вера. Отец служил в небольшом приходе и воспитывал детей в духе благочестия.

       Со смертью отца в 1870 году Михаил был взят на попечение дядей священником Павлом Тимофеевичем Крыловым, который в дальнейшем заботился о его духовном воспитании.

    В 1873-1877 годах Михаил обучался в Рязанском Духовном училище, а в 1877-1883 годах в Рязанской Духовной семинарии. По окончании семинарии он поступил на службу преподавателем в сельскую Задне-Пилевскую школу Рязанской губернии.

         В 1885 году Михаил был рукоположен в сан диакона, а затем —   священника и определен к Троицкому храму села Катино Скопинского уезда Рязанской губернии. Десять лет отец Михаил прослужил под покровом Пресвятой Троицы, непрестанно и ревностно проповедуя слово Божие.

    Из-за ухудшения здоровья матушки и необходимости смены климата в 1895 году он перешел во Владикавказскую епархию, получив место священника в станице Кисловодской.

        Прибыв к месту своего нового служения, отец Михаил в короткий срок реконструировал Кресто-Воздвиженский храм, осуществил пристройку деревянной колокольни, собрал средства и построил здание для церковно-приходской школы.

     Снискав любовь и уважение к себе со стороны окружающего духовенства, отец Михаил был избран председателем благочиннического совета 2 округа Владикавказских храмов по Пятигорскому благочинию. Активная деятельность сельского пастыря была отмечена Святейшим Синодом, 11 мая 1902 года наградившим отца Михаила «за ревностные труды и заботы о воспитании детей» Библией.

     В 1906 году отец Михаил получил новое назначение в село Орбелиановское Владикавказской епархии. Горячо желая послужить Матери Церкви в качестве военного священника, он обратился к протопресвитеру военного и морского духовенства с просьбой о переходе в военное ведомство. По неизвестным причинам послужить в качестве военного священника при Управлении Ура-Тюбинского начальника ему не пришлось, и в конце 1907 года он перешел в Ставропольскую епархию, став третьим священником в селе Александровском.

      25 июня 1912 года отец Михаил был переведен к Николаевскому храму станицы Усть-Лабинской Кубанской области. Как талантливый педагог он был приглашен преподавать Закон Божий в Усть-Лабинское высшее начальное училище.

   В новых условиях служения отец Михаил продолжил миссионерскую деятельность в среде казачьего населения. Уже 30 сентября 1913 года в Ставропольских епархиальных ведомостях был отмечен его пастырский труд: «Священником станицы Усть-Лабинской Михаилом Лисицыным присоединены к православию от старообрядчества австрийской лжеиерархии – казак сей станицы Никита Давидов Водолазов, 18 лет, и австрийского толка – казачка сей станицы Параскева Михеева Юдина, 18 лет».

        С началом Первой мировой войны отец Михаил принял активное участие в помощи фронту и раненым воинам. В 1914-15 гг. он неоднократно отправлял значительное количество одежды и предметов гигиены в пользу солдат действующей армии.

       За время своего служения в станице Усть-Лабинской он снискал огромное уважение жителей всех сословий как добрый, кроткий и отзывчивый пастырь.

     Революционный переворот 1917 года и отречение от престола императора Николая II ознаменовали новую трагическую страницу в истории Русской Церкви. Начавшаяся вскоре гражданская война и гонения против Церкви не обошли стороной и Кубанский казачий край.

   В январе 1918 года в станице Усть-Лабинской начались революционные волнения, подогреваемые местными большевиками. Возник конфликт на почве идей большевизма между казаками-фронтовиками и представителями старого казачьего населения. Дальнейшую эскалацию напряжения вызвало воззвание большевиков под названием «Чего хотят Кубанские большевики» от 20 января 1918 года, в котором содержались открытые призывы к гражданской войне. 27 января 1918 года начались первые боевые столкновения между казачьими частями и большевиками. Вооружённое противостояние продолжалось весь февраль 1918 года и окончилось 22 февраля захватом станицы Усть-Лабинской и установлением советской власти. Начались скорые расправы с неугодными власти людьми: офицерами царской армии, казаками, служащими и священниками. Исполнить революционный суд над отцом Михаилом ни у кого из местных большевиков, лично знавших его, не поднялась рука. Его предупреждали об опасности, предлагали спастись бегством или спрятаться, но он мужественно отказался, оставшись дома, где и был арестован.

        По свидетельству матушки Евдокии Лисицыной, «22-го февраля 1918-го года, в день вступления в нашу станицу большевистских войск, был арестован мой муж священник отец Михаил Лисицын… В первую же ночь после ареста мужа в мой дом ворвалась толпа солдат и разграбила всё, что только можно было унести: деньги, одежда, обувь, бельё носильное и постельное, одеяла, серебряные вещи, съестные припасы, одним словом всё, кроме мебели, бесследно исчезло. В один день я лишилась мужа и всего, что было приобретено многолетним трудом. Я осталась нищей с двумя дочерями — ученицами. Работа грабителей была настолько аккуратна, что на другой день, выходя из дому, я вынуждена была прикрыться случайно уцелевшей ветхой рясою мужа, а платок дала мне соседка.

          Старшая дочь – учительница тоже ограблена и осталась только с тем, что было на ней в день грабежа. Таким образом, я с детьми осталась без всяких средств к существованию: имущество погибло, на эмеритуру я не имею права, пенсии тоже, … не дадут, пособие из погребальной кассы должно пойти на покрытие долгов, сделанных мною при хлопотах по погребению мужа. Была надежда на единственного сына – офицера, но и тот, вскоре после смерти отца умер, оставив на моих руках жену с ребёнком…».

       После освобождения станицы выяснилось, что «отец Михаил Лисицын был мучим в течение трех дней — с пятницы до воскресенья… Когда тело его было найдено, то на нем оказалось более 10 ран, голова была изрублена в куски».

      Следователи Особой комиссии, занимавшейся расследованием злодеяний большевиков в 1919 году, среди прочего несколько шире дополнили описание последних дней жизни отца Михаила, установив, что «…с накинутой на шею петлею [он был долго водим] по станице, глумились и били [его] так, что под конец он сам, падая на колени, умолял мучителей скорее его прикончить. Убив его, красноармейцы запретили погребение, но жена убитого выкупила его тело для погребения за 600 рублей».

        После выкупа растерзанного тела отца Михаила матушка Евдокия приготовила его к христианскому погребению, он был облачен в белые священнические одежды, положен в новый гроб и отнесен для отпевания в храм святителя Николая, где много лет проповедовал слово Божие.

   Сохранившаяся метрическая запись гласит: «Священник Николаевской Церкви станицы Усть-Лабинской Михаил Михайлов Лисицын, был казнен большевиками 26 февраля 1918 года в возрасте 56 лет. Погребение совершенно 28 февраля 1918 года священниками Алексеем Богдановым, Иоанном Сальским, диаконом Аркадием Кононовым, псаломщиками Иоанном Струковым и Стефаном Воликом. Погребен на общем кладбище».

       На заседаниях Поместного собора Российской Церкви 20 сентября 1918 года был оглашен особый список лиц, пострадавших за веру и Церковь, в котором указывались кубанские священники. 13 (26) сентября делегат Ставропольско-Кубанского епархиального собрания священник Иоанн Гревцов направил в канцелярию Собора заявление об уточнении сведений о пострадавших. В этом заявлении отец Иоанн указывал на ошибочность представленных ранее данных о пострадавшем кубанском духовенстве и добавлял: «…утвердительно могу сообщить, что в нашей епархии погибли за веру и Церковь следующие священники: священник станицы Усть-Лабинской Михаил Лисицын расстрелян без мучений…». Он уточнял, что «все указанные лица казнены без суда случайными бандами».

       Согласно воспоминаниям внучки отца Михаила, прихожане Свято-Никольского храма уговорили матушку Евдокию перезахоронить его поближе к храму, где он служил. «Бабушка не хотела, но ее уговорили. Она рассказывала мне, что через девять месяцев дедушка сохранился, будто его вчера похоронили…».

           По свидетельству правнука отца Михаила Геннадия Лисицына, в 2003 году удалось установить потерянное место захоронения священномученика, расположенное у восточной стены бывшего летнего кинотеатра (на его месте находился Николаевский храм, разрушенный в 30-х годах XX века) на территории городского парка Усть-Лабинска. В память об этом на стене здания была помещена табличка, а в 2010 году на месте убийства отца Михаила благочестивые прихожане Сергиевского храма установили памятную доску.

   На заседании Священного Синода 4 мая 2017 года имя священномученика Михаила было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской с установлением особого дня памяти 11 марта.

DSC_5611_edited.jpg

Нательный крест священномученика Михаила

      Совсем недавно, по промыслу Божьему, нашелся нательный крест священномученика Михаила, долгие годы хранившийся в его семье, а затем у некоторых священников. 

  По благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора эта святыня была передана в Благовещенское Краснодарское подворье женского монастыря «Нерушимая Стена» (г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 40).

Священномученик Григорий Никольский (1854-1918)

День памяти: 10 июля.

     Священник Григорий Никольский родился 13 ноября 1854 года в станице Ярыженской области Всевеликого войска Донского в семье священника Николая Григорьевича и Параскевы Ивановны Никольских. В семье Никольских кроме Григория было еще трое сыновей – Иван, Стефан и Маркиан. Сохранились сведения, что старший из братьев Иван стал псаломщиком, а Стефан и Маркиан служили в дьяконском сане.

       С самого детства Григорий стремился к служению перед престолом Божиим и желал посвятить свою жизнь Церкви. Все церковные службы он проводил в алтаре и на клиросе, помогая вместе с братьями отцу за богослужением. Избравший с юных лет путь священства, он с радостью вступил на это поприще и получил образование в Новочеркасском духовном училище.

178201_doc1_1D16AC64-B511-4B10-8A7B-7A39

   По окончании обучения несколько лет Григорий находился на гражданской государственной службе, которую завершил в должности начальника телеграфной станции Царевского уезда, получив чин губернского секретаря.

Новочеркасское духовное училище. Кон. XIX в.

   13 ноября 1883 года Григорий был рукоположен в сан диакона, а 14 ноября во священника и назначен настоятелем Михаило-Архангельского храма села Михайловского Енотаевского уезда Астраханской епархии. В течение десяти лет он служил в сельских храмах Енотаевского и Царевского уездов, принимал активное участие в миссионерской деятельности, будучи членом Астраханского отделения Православного миссионерского общества.

   Перейдя в 1892 году в Ставропольскую епархию, отец Григорий получил назначение в Алексеевский храм станицы Новолеушковской. Осознавая важность просвещения казачьих детей, он с первых дней службы в станице приложил все силы для поддержания работы мужской и женской церковно-приходских школ. Как писал о таланте отца Григория наблюдатель церковно-приходских школ епархии Иларион Зилитинкевич, «глубокая преданность школьному делу, умение при преподавании Закона Божия приспособляться к пониманию детей, возбуждать и поддерживать в них внимание ставят его в число лучших школьных работников в епархии».

  Пастырская ревность отца Григория не раз была отмечена епархиальным начальством, от которого он получал официальные благодарности «за усердное и ревностное отношение» к церковным школам.

     Среди забот отца Григория было не только школьное образование, но и популяризация грамотности и чтения среди взрослого населения станицы. Через несколько лет после своего прибытия в Новолеушковскую он организовал силами прихода и станичного правления бесплатную народную читальню, в которую регулярно выписывались новейшая классическая литература и периодические издания. За «выдающееся усердие и ревностные труды» в 1906 году ему была объявлена очередная благодарность Ставропольского училищного совета.

храм-1912г.jpg-обработка.jpg

   Неоднократно бывал он в Николаевском Кавказском миссионерском монастыре, расположенном у берегов реки Кубани, где принимал участие в монастырских богослужениях, удаляясь от мирской суеты и приходских забот.

Казанский храм в ст. Новолеушковской. Заложен в 1912 г.

    Выделяясь из среды духовенства своими организаторскими и духовными качествами, отец Григорий снискал уважение и любовь среди собратьев священников. Единогласным решением духовенства благочиния он был избран окружным духовником.

     В начале 1910-х, ревнуя о благолепии Дома Божия, пастырь Христов выступил с инициативой строительства просторного каменного храма в Новолеушковской, закладка которого состоялась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1912 году. Спустя два года строительство было завершено, и трехпрестольный храм торжественно освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Общий вид Черноморской Марие-Магдалининской женской пустыни. Литография.

Нач. XX в.

Obschii_vid_pustyni.jpg

    В январе 1915-го, по собственному желанию, отец Григорий был переведен штатным священником в Черноморскую Марие-Магдалинскую женскую пустынь.Служение при святой обители во многом отличалось от обычного прихода, и в новых условиях пастырский талант отца Григория раскрылся во всей красе. Возглавив существовавшую при монастыре школу женского отделения Кубанского исправительного приюта, он много времени уделял воспитанницам, находя время для беседы с каждой. Без его слов утешения и поддержки никогда не оставались и раненые воины, находившиеся в монастырском госпитале.

    Отец Григорий был известен как уважаемый высокодуховный и добрый пастырь не только постоянным прихожанам, но и многочисленным паломникам, прибывавшим на богомолье из отдаленных станиц.

   С началом Гражданской войны на Кубани в 1918 году настало трудное время для духовенства и монашествующих. Практически в каждой станице большевики арестовывали местных священнослужителей, вершили революционные суды, оскверняли храмы Божии. Часто в монастырь врывались революционные красные отряды, устраивая внезапные обыски и ночные проверки.

Икона-Пресвятой-Богородицы.jpg

   10 июля (27 июня по старому стилю) в обитель в очередной раз нагрянул один из местных революционных отрядов с целью надругаться над православной верой. В это время в Вознесенском соборе отец Григорий совершал Божественную Литургию. Ввалившиеся гурьбой в храм солдаты не решились на глазах у верующих арестовать святого, в это время причащавшего народ Святых Христовых Таин. После богослужения они силой схватили священника и, подгоняя штыками винтовок и ударами, повели за стены обители.

Икона Пресвятой Богородицы

в память о видении монахини Евпраксии в 1918 году

   Отойдя подальше от монастыря, солдаты с нечеловеческой жестокостью стали избивать его прикладами винтовок и сапогами. Претерпевая тяжелейшие мучения, отец Григорий, как истинный христианин, не переставал молиться за своих мучителей, помня заповедь Спасителя «благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк. 6:28). Лишь только он пытался поднять руку, чтобы осенить себя крестным знамением, как тут же ему намеренно наносили по ней удар. «Мы тебя приобщим», — закричали солдаты и выстрелили из револьвера в рот отца Григория.

      Так завершился земной путь воина Христова священника Григория Никольского. Однако милосердный Господь, желая, чтобы отступившие от Него большевики «освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:27), а верные христиане укрепились, послал вскоре чудесное знамение. 12 сентября насельница обители монахиня Евпраксия удостоилась чудесного видения: над рекой Кирпили возле монастыря ей явилась стоявшая на облаке Пресвятая Богородица в архиерейской мантии, с предстоящими архангелом Михаилом, равноапостольной Марией Магдалиной и великомучеником Георгием Победоносцем. В память об этом чуде, по благословению бывшего управляющего Кубанской епархией митрополита Антония (Храповицкого), была написана икона, ставшая символом милости Божией в те страшные годы Гражданской войны.

Источник: http://kanonkuban.ru